Главная » Томский полевой университет

Публичный поиск самоидентичности

9 июля 2013 Просмотры: 1 913 Комментариев: нет

Первый вечер (8 июля) в «Полевом университете» стал испытанием для его студентов на готовность осмыслять себя и способность слушать других.  Каждому из них было дано задание подготовить за час трехминутное выступление о том, как они представляют себе будущее, настоящее и прошлое России. Несмотря на различие формулировок, все участники говорили об одном: много веков Россия была могучей державой, за последние полвека она пришла в упадок, но в будущем, возможно, ситуация изменится .

Введение в курс дела

Может показаться, что шестидесяти минут очень мало для осмысления такого вопроса, как судьба страны. Но у каждого из участников уже был опыт выступления перед  аудиторией и свой набор базовых знаний о мире и истории.  Несколько ребят — выпускники «Томского коллайдера», кто-то в прошлом был курсантом «Томской заставы». Некоторым в подготовке к самопрезентации помог опыт в защите дипломных работ и курсовых в университете. Но каждому из них было по-своему сложно публично представить свои мысли и сформулировать их так, чтобы они были понятны аудитории.

— Мы намеренно остановили свой выбор на словесности, — говорит один из организаторов «Полевого университета» Даниил Крапчунов, — словесность заставляет размышлять. Живое выступление — это не тест и не текст проекта, который так и может остаться всего лишь текстом. Через живое выступление человека можно действительно узнать.

Организаторы «университета» отмечают, что все приехавшие на поляну обладают мотивацией к размышлению и работе в коллективе. Об этот говорят вопросы, которые они задавали на вводных занятиях своим наставникам, и то, как «студенты» ведут себя во время этих занятий.

— Те, с кем я сегодня встретился на вводных занятиях — это люди, которые готовы и согласны публично осмыслять свою идентичность, — рассказывает профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии ФсФ ТГУ, доктор философских наук Сергей Аванесов. — Вопросы, которые они задавали, дают основания полагать, что они заинтересованы в выбранной нами тематике. Например, они поднимали вопрос о том, как можно сочетать индивидуальность, собственное мнение, собственные убеждения и принадлежность к какой-то традиции, потому что, на первый взгляд, традиция нивелирует всякую индивидуальность.  Это как раз одна из тем, которую мы будем обсуждать в ближайшее время.

Коротко о себе

Техническое задание для вечерней самопрезентации студентов «Полевого университета» состояло из двух частей. Сначала выступающий должен был немного рассказать о себе, самое, на его взгляд, важное. Вторая часть презентации предполагала размышление о прошлом, настоящем и будущем России. В задании не говорилось, должны ли участники проекта опираться в своем выступлении на какие-то теоретические источники или только на свой жизненный опыт. Каждому была предоставлена свобода выбора, что говорить и как.

В первой части своих выступлений «студенты» чаще всего ограничивались информацией о том, как их зовут, сколько им лет, школьники они или студенты. Кто-то ограничился только именем.  Самая молодая участница проекта  в этом году она закончила 9 класс, один из студентов скоро станет в четвертый раз отцом, но есть и те, кто старше его на десять лет. В команде «Полевого университета» есть будущие юристы, медики, несколько школьников, пианистка, любитель исторической реконструкции, программист, педагог и строитель. Несмотря на различие в профессиях и возрасте, у членов первого набора «Полевого университета» довольно много общего: недоверие к учебникам истории, критическое отношение к современной реальности и желание научиться тому, как эту реальность можно менять. Но об этом все они уже говорили во второй части своего выступления.

Могучее прошлое и тяжелое настоящее

Эти две характеристики нашей стране приписывали почти все собравшиеся . В чем именно заключается для них сила России в прошлом, ребята могли сформулировать с трудом. Студент ТПУ Александр аргументировал эту мысль тем, что Россия вышла победителем из большинства войн и, никогда их сама не начиная, ставила решающую точку в сражениях. Кто-то пытался апеллировать к  именам великих российских ученых и изобретателей прошлого, а кто-то был просто интуитивно уверен в своих мыслях.

— Я точно знаю, что до ХХ века Россия была великой державой, — эти слова за время своего выступления студент юридического факультета ТГУ Антон повторил несколько раз. — Это какое-то обобщенное знание, которое у меня есть. Об этом есть много в учебниках, хотя им я не очень доверяю.

За три часа выступлений больше половины ораторов высказало мнение о том, что учебникам истории во всем доверять нельзя, что в них много нестыковок, противоречащих друг другу версий и мало однозначных фактов.  Однако для большинства собравшихся они так или иначе являются источником имеющихся знаний.

Из сильной страны, по мнению большинства собравшихся, Россия превратилась в страну, погрязшую в информационных войнах, потребительстве и поисках материальной выгоды. От позитивных оценок действительности отказались практически все: студентку из Кемерово Елену пугает перспектива платного школьного образования, начинающего журналиста и пианистку Лизу тревожит то, что за последние десять лет она не может вспомнить ни одного человека с искрящимся талантом, а именно такие люди, как ей кажется, могут развивать страну.

Страна с опорой на институт семьи

Вопрос о будущем России был самым сложным для большинства в этот вечер. Но чаще других звучала от собравшихся мысль о том, что возрождение института семьи может стать средством изменения будущего страны в целом в позитивную сторону.

Об этом говорили студенты и школьники, девушки  и юноши, атеисты и православные. Сергей Аванесов выделил эту многократно повторенную за вечер идею среди других, как одну из законченных и аргументированных:

— Повторяющаяся мысль о том, что благополучие государства не может не опираться на благополучие семьи и практическая установка на то, что сначала человеку нужно реализоваться в семье, кажется мне вполне осознанной. Я не думаю, что эта позиция у них изменится, скорее всего она будет только упрочиваться. В этой мысли они уверены, это видно даже по тону высказывания.

Стремление высказаться

Всех участников «Полевого университета»  во время выступлений и обсуждений объединяло одно — желание высказаться. О том, были ли выступления конструктивными и осмысленными, сказать довольно сложно: кому-то не хватало аргументов, кому-то знаний, для некоторых испытанием было само публичное выступление. Но, как отмечают педагоги, у студентов есть явная заинтересованность в вопросе, установка на значимость обсуждаемых тем и желание с ними работать.

Автор фотографий Валентина Половникова.

Продолжение следует…

Оставить комментарий или два

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>